0b4267a2     

Костомаров Н И - Русская История В Жизнеописаниях Ее Главнейших Деятелей



Н.И. Костомаров
Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
Первый отдел: Господство дома Св. Владимира.
Выпуск первый: X-XIV столетия.
Глава 1.
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОЙ
Наша история о временах, предшествовавших принятию христианства, темна
и наполнена сказаниями, за которыми нельзя признать несомненной
достоверности.
Этому причиною то, что наши первые летописцы писали не раньше второй
половины XI в. и о событиях, происходивших в их отечестве в IX и Х веках,
за исключением немногих письменных греческих известий, не имели других
источников, кроме изустных народных преданий, которые, по своему свойству,
подвергались вымыслам и изменениям. С достоверностью можно сказать, что,
подобно всем северным европейским народам, и русский только с
христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей
выработки гражданской и государственной жизни, основы, без которых,
собственно, для народа нет истории. С давних времен восточная половина
нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и
тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского и чудского
племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, жили
славяне под разными местными названиями, держась берегов рек: Западной
Двины, Волхова, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга,
Днестра, Сулы, Десны, Оки с их притоками. Они жили небольшими общинами,
которые имели свое средоточие в городах - укрепленных пунктах защиты,
народных собраний и управления. Никаких установлений, связующих между
собой племена, не было. Признаков государственной жизни мы не замечаем.
Славяно-русские племена управлялись своими князьками, вели между собой
мелкие войны и не в состоянии были охранять себя взаимно и общими силами
против иноплеменников, а потому часто были покоряемы. Религия их состояла
в обожании природы, в признании мыслящей человеческой силы за предметами и
явлениями внешней природы, в поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру,
деревьям, птицам, камням и т.п. и в разных баснях, верованиях,
празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого
обожания природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме
идолов, но у них не было ни храмов, ни жрецов; а потому их религия не
могла иметь признаков повсеместности и неизменяемости. У них были неясные
представления о существовании человека после смерти; замогильный мир
представлялся их воображению продолжением настоящей жизни, так что в том
мире, как и в здешнем, предполагались одни рабами, другие господами. Они
чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им
жертвы. Верили они также в волшебство, т. е. в знание тайной силы вещей, и
питали большое уважение к волхвам и волхвицам, которых считали
обладателями такого знания; с этим связывалось множество суеверных
приемов, как-то: гаданий, шептаний, завязывания узлов и тому подобного. В
особенности была велика вера в тайное могущество слова, и такая вера
выражалась в множестве заговоров, уцелевших до сих пор у народа. Сообразно
такому духовному развитию было состояние их житейской умелости. Они умели
строить себе деревянные жилища, укреплять их деревянными стенами, рвами и
земляными насыпями, делать ладьи и рыболовные снасти, возделывать землю,
водить домашних животных, прясть, ткать, шить, приготовлять кушанья и
напитки-пиво, мед, брагу,-ковать металлы, обжигать глину на домашнюю
посуду; знали употребление веса, меры, монеты; имели свои музыкальн



Содержание раздела